Содержание

                               Переменные. Оператор присваивания.

 

Понятие переменной величины вам известно из математики.

Пусть несколько лет назад ваш рост равнялся 150 см. Обозначим этот факт так: r = 150. Теперь он равен 160 см, то есть r = 160.

Получает­ся, что величина г изменилась. Поэтому она называется переменной величиной.

Числа 150 и 160 называются значениями переменной величины r.

 

    Любой язык программирования умеет обращаться с переменными величинами.

    Прежде всего, мы можем задавать компьютеру значение той или иной переменной величины.

    Это мы можем сделать при помощи оператора, который называется оператором присваивания.

    Так, если мы хотим сказать, что а имеет значение 6, то должны просто записать а = 6.

    Эта запись и называется оператором присваивания. Говорят, что величине а присваивается значение 6.

    С момента выполнения оператора а = 6 компьютер будет помнить, что а равно шести.

    После выполнения следующего фрагмента программы:  

             a =4*3+4

                  b = а

                  у = а + b + 1

   компьютер будет знать, что а равно 16, b равно 16, у равно 33. Итак, при помощи оператора присваивания вы можете и вычислять.

  Мы видим, что справа от знака равенства в операторе присваивания можно писать не только числа, но и переменные величины, и выражения.

   Выражения в Visual Basic могут быть разных типов.

    Здесь это были 4* 3 + 4, а, а + b + 1. Любое арифметическое выражение имеет численное значение.

   Теперь чуть-чуть о свойствах объектов. Выражение может включать в себя не только переменные величины,

   но и свойства объектов, имеющие подходящее значение. Например, Y = a + b + Form1.Width

   В левой части оператора присваивания также может стоять не только переменная, но и свойство объекта.

   Например, Form1.Width = а + b + у. В последнем случае действие этого оператора вы сразу увидите на экране.

Необходимо помнить, что если слева от знака равенства стоит переменная величина, то Visual Basic выполняет оператор присваивания "в    

уме". Имеется в виду, что результат его выполнения не отображает­ся на экране, а только запоминается. Как же увидеть значение   

переменной величины?

Создайте в проекте текстовое поле и дополните программу последнего примера: 

 t = 0  :  n = 2*t+40 :   z = -n  :    Text1.Text= Теперь значение величины z, равное -40, вы будете видеть в тексто­вом поле.

Нужно иметь в виду, что оператор присваивания слева от знака равенства не может стоять число или выражение. Можно писать f=45, но не наоборот. Можно писать d=f+t+9*g, но не наоборот.

 

Объявление переменных величин.

 

   Переменные необходимо объявлять, то есть задать тип переменной (см. таблицу 1). Для того, чтобы Visual Basic понял, число   перед  ним, строка или другой тип переменной. Иначе программа может работать неправильно. Как объявлять переменные?

Например:

Dim f As Integer

Dim stro_ka As String

Dim m1 As Boolean

Dim имя_переменной As Byte

то есть переменная f имеет тип integer, переменная stro_ka имеет тип string, переменная m1 имеет тип boolean.

Переменные пока можно объявлять в самом начале программы. Затем рассмотрим другие способы объявления переменных.

Символы, которые НЕЛЬЗЯ использовать в именах переменных:

! " № ; % : ? * ( ) # @ & - = + ' < > / \ |

пробел, специальные слова (команды), начинать переменную с цифры.

Пример:

Задача: Сложить числа и слова в двух текстовых полях.

Решение: Создать шесть текстовых полей, надпись(Label) и кнопку так, как показано на рисунке:

                       

Dim slovo1 As String
Dim slovo2 As String
Dim a As Integer
Dim b As Integer
  Private Sub Command1_Click()
     a = Text1.Text          '
переменной а присваиваем значение, введенное вами в первое текстовое поле
     b = Text2.Text         
' переменной b присваиваем значение, введенное вами во второе текстовое поле
       slovо1 = Text3.Text   
' переменной slovo1 присваиваем значение, введенное вами в третье текстовое поле
       slovo2 = Text4.Text   
' переменной slovo2 присваиваем значение, введенное вами в четвертое текстовое поле
      Text5.Text = a + b    
      ' в текстовое поле 5 печатаем результат сложения числовых переменных
     Text6.Text = slovo1 + slovo2   
'в текстовое поле 5 печатаем результат сложения числовых переменных

End Sub

А теперь попробуйте ввести числа в текстовые поля 3 и 4. Например 21 и 11, в текстовом поле 6 получится не 32, а 2111. Так произошло потому что в этих текстовых полях строковые переменные, а не числовые, а строки складываются только таким способом.

Действия арифметики обозначаются в Visual Basic следующим об­разом:

 

Действие

Результат

Смысл

2   +3

5

Плюс

4   -   1

3

Минус

2   *   3

6

Умножить

10 / 2

5

Разделить

17 \ 5

3.

Целочисленное деление (17 делится на 5, получается 3, в остатке 2)

17 Mod 5

2

Остаток от целочисленного деления

2^3

8

23 (два в кубе) - возведение в степень

 

Действие

Результат

Смысл

Sqr(25)

5

Корень квадратный

Round (5.82716)

6

Округление до целых

Round (5.82716,3)

5.827

Округление до трех знаков после точки

Abs(-20)

20

Абсолютная величина (модуль) числа

Fix (3.98)

3

Целая часть числа (дробная часть отбрасывается)

Fix (-3.98)

-3

 

Int (3.98)

3

Наибольшее целое число, не превышающее выражения в скобках

Int (-3.98)

-4

 

Rnd

0.73088

Случайное число из диапазона (0-1)

Кроме того, имеются функции Sin, Cos, Tan (тангенс), Atn (арктан­генс), Exp, Log и др.

На уроках математики мы привыкли писать ab+cd, подразумевая: а умножить на b плюс с умножить на d. В Visual Basic это выражение мы обязаны писать так: а * b + с * d. Иначе компьютер подумает, что нужно к переменной, имеющей имя ab, прибавить переменную, имеющую имя cd. Во избежание двусмысленности знак умножения положено писать всегда, в том числе и перед скобками. Например, а*(b + с).

Скобки. Ввиду того, что с клавиатуры всю информацию приходится вводить символ за символом в одну строку, ввод двухэтажных выражений, таких, как

a    +    1                            

b + 1

очень затруднен. Поэтому для обозначения деления и выбрана косая черта. Это выражение на Visual Basic положено записывать так: (а+1)/(b+1). Если бы мы не поставили скобки, то выражение получилось бы таким: а + 1/b + 1, а это неправильно, так как компьютер, как и мы, всегда перед сложением и вычитанием выполняет умножение и деление; поэтому в последнем случае он бы сначала разделил 1 на b, а затем к результату прибавил а и 1.

Вопрос: когда в выражениях можно ставить скобки? Ответ: всегда, когда у вас возникают сомнения в правильной очередности действий. Лишняя пара скобок не помешает.

 

 

   Все типы переменных:

Тип переменной

Хранимое значение

Занимаемая память

Диапазон допустимых значений

Integer

Целое число одинарной точности

2 байта

-32 768 ...+32 767

Long

Целое число двойной точности

4 байта

-2 147 483 648 ...+2147 483 647

Single

Десятичное число с пла­вающей точкой одинар­ной точности

4 байта

±(10-45...Зх1038)

Double

Десятичное число с пла­вающей точкой двойной точности

8 байт

±(5х10-324...1,8х10308)

Currency

Десятичное число с фик­сированной точкой. Це­лая часть числа пред­ставляется 15 цифрами, а дробная четырьмя

8 байт

±9x1014

String

Строка текста

1 байт/символ

До 65 400 символов для строк фиксированной длины и до 2 миллиардов символов для дина- мически изменяемых строк

Byte

Целое число

1 байт

0... 255

Boolean

Логическое значение

2 байта

True ИЛИ False

Date

Дата и время

8 байт

1/1/100 ... 12/31/9999

Object

Экземпляр класса; объ­ект типа OLE

4 байта

-

Variant

Любой из перечисленных выше типов данных

16      байт      +      1 байт/символ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задать вопрос.

 

 ТЕСТ   Практическое задание

на главную лицея
Hosted by uCoz